БГ в Хельсинки, 23.02.2023. Личные впечатления от концерта.
Мало ли, кому вдруг интересно, что вчерашним вечером в столице крайне дружественного государства Финляндия БГ Сотоварищи отыграл концерт. Не помню, каким по счёту походом на означенного интересного персонажа был этот, но "Аквариум" из тех групп, которым не мешают ни возраст, ни социально-политические условия. Как и любой другой группе, которая нравится с детства и умеет не разочаровывать творчески.
Шоу, как обычно, было любопытным, познавательным, немало радующим. Оформление сцены с мини-пальмами, фотографией Шивы с ситаром на заднике и черепом со свечой на стуле обещало яркие впечатления, что подкреплялось наличием палочек-вонялочек, наполнивших душистым ароматом всё пространство зала.
И ожидания оправдались. Не помню ни единого концерта "Аквариума", который не оправдал бы ожиданий. Этот не стал исключением, пусть даже хитов лучшей эпохи, то есть 80-х, прозвучало всего пять — три в общей программе и две среди набисовых песен: "Никто из нас не", превращённый из яркого ритм-н-блюза в злой и стремительный хард-рокешник, "Моей звезде", оставшейся такой же красивой фольклорной балладой, "Партизаны полной Луны", нисколько не изменившейся с момента последнего прослушивания, "Сидя на красивом холме", в которой тоже менять нечего, и он самый, наш любимый, "Золотой под небом голубым". Ирландец Брайан Финниган, нынче действующий как штатный сотрудник свежего состава "Бэгэбэнда нового времени", привнёс традиционных кельтских напевов в партии флейты Дюши Романова, при этом не меняя их совершенно, аранжировки остались теми же, из 80-х. И это крепко обрадовало.
Весь остальной концерт состоял из песен новых, то есть с 1992 года по нынешний день. Почему "с 1992 года" — и новых? Не обращайте внимания, это моё персональное.
И странное дело, не покидало ощущение, что с 90-х годов БГ совершенно не изменился. Концерты 80-х брать не будем, но что в 1993-м в Питере или в 1997-м на презентации "Лилит" в петрозаводском Музыкальном театре, что в 2000-х несколько концертов, что в 2010-х — лишь новые песни порой добавляются, да и те сделаны всё в том же ключе. Атмосфера выступлений практически не меняется с тех пор, как Борисборисыч сел на стул. А атмосфера в музыке подчас не менее важна, чем аранжировка и манера с качеством исполнения.
И ещё на это ощущение неизменности сработал тот факт, что это был просто концерт, а не какой-либо манифест на актуальную тему, чего кое-кто ждал от этого выступления. Не было речей, никаких намёков и отсылок. Лишь во время исполнения "Нафигатора" финальная строка "Ну, а тем, кто с мечом, я скажу им..." после короткой паузы украсилась внезапно вонзённым в пространство средним пальцем на слова "Шалом, Лейтрайот!" Народ среагировал одобрительными возгласами и громом аплодисментов.
Накануне местная телерадиокомпания "Yle" взяла у БГ интервью — есть в "Юльке" русскоязычный сектор новостей, он и действует. Почитать его можно тут: yle.fi/a/74-20019455, не забудьте включить ВПН. В беседе БГ сообщил, что новых песен не пишет. Поэтому, видимо, и заместил ненаписанное неисполняемым — второе отделение после "короткого, но чрезвычайно насыщенного антракта" началось с песенки "Духовные люди", исполненной, по словам автора, впервые.
Второе отделение было более весёлым, более танцевальным. "Власти просили передать, — объявил БГ, — что если кто-то решит произвести танцевальные телодвижения или побудит своими действиями на какие-либо другие телодвижения, тот никак наказан не будет". "О!" — радостно ответил народ и мгновенно заполнил пространство между сценой и первыми рядами. Присутствовал даже ребёнок лет пяти на шее у родителя и в пушистых наушниках, дабы поберечь неопытные ушки.
Но сложно уже, чувствуется, сложно маэстро стоять на эстраде по два часа. Во время концерта БГ дважды поднимался со стула, вызывая восторг публики, и это действо давалось ему с трудом. Не с тем трудом, когда скрип старческих костей друг о дружку слышен даже в последних рядах, но с тем, когда у человека явно имеется некий недуг, но он ещё вполне способен передвигаться без дополнительной поддержки. Либо просто давит на колени вес монументальной бороды.
Всё это не мешает играть полноценные двухсетовые концерты по два часа с антрактом. Не помешало даже встать разок на колено перед Брайаном, выразив таким образом восторг по поводу мастерского соло на вистле. И голос ничуть не сдал. Где надо порычит, где надо поблеет своим чудным вибрато, как в молодости. Всё мощно и крепко, каждое слово и каждый звук долетали до слушателя в наилучшем виде. В том числе, благодаря работе звукорежиссёров, было внезапно слышно, как автор в одном местечке в "Мести королевы Анны" — в третьей строке второго куплета, — забыл слова. Но народ предпочёл этого не заметить.
По завершению концерта БГ и Александр Титов ушли со сцены, обнявшись, как два динозавра-ветерана старого состава 80-х, того, который принято называть "золотым". Хотя "Аквариум" — группа того рода, что этих "золотых" у неё было по паре штук на каждое десятилетие. Однако, если успел застать "Å?" советского периода — например, видел по ТВ премьерный показ знаменитого "Муз.ринга" с их участием в 1986 году, — то вполне логично, что есть ощущение "особости" этих персоналий. Даже Андрей Суротдинов, уже лет 30 как ставший достойной заменой всей струнной группы в лице Гаккеля, Куссуля, Решетина и Воропаева одновременно, на фоне Титова воспринимается как новый участник, потому что до сих пор свежо воспоминание, как на концерте в 1995 году БГ представлял зрителям "секретное оружие", новое приобретение состава. Но этот нюанс опять-таки на уровне личных заморочек.
Предварительно БГ представил группу, оставив Титова на последок, и не прогадал — Александр Валентиныч обрёл наибольшее количество оваций как живая легенда отечественной рок-музыки. Аналогично приветствовали флейтиста Брайана Финнигана, ибо кельтику на Руси с середины 90-х очень любят. А Брайан — мастер высшей категории. Себя же Борисборисыч представил как "руководителя четвёртого цеха ПТУ №6", если верно расслышал: по соседству средневозрастные поклонницы слишком звонко хлопали в изящные ладошки.
Подслушано в антракте: "У меня есть теория, что БГ теряет зрение. Он всегда в очках, и сначала стекла были жёлтые, потом коричневые, сейчас он вообще всегда в темных очках. И все больше старается держаться в тенях". Не хотелось бы.
С концерта народ расходился в крайне благостном настроении. Я по пути домой слушал "Крематорий", ибо после "Аквариума", как показала многолетняя практика личного приобщения, догнаться "Крематорием" — самое то. Ранним, естественно.
Плейлист: vk.cc/c9RY6x
#аквариум #бг
#настроение_момента